Financial Performance

MegaFon finished 2021 with a level of revenue growth not seen in several years, primarily driven by an increase in the active subscriber base and enhancements to digital services. We also posted more than a two-fold increase in net profit, consistently reduced our leverage and improved our financial health. Thanks to aggressive investments in infrastructure development in the past periods, we continued to reduce capital expenditures in 2021, strengthening our leadership in mobile data services.

Consolidated financial results, 2019–20211
Indicator 2019 2020 2021 2021/2020. %
Revenue, RUB billion 349.0 332.2 354.2 6.6
  • Service revenue
310.8 303.0 316.4 4.4
— Mobile revenue 280.4 274.5 284.62 3.7
— Fixed-line revenue 30.4 28.5 31.8 11.5
  • Sales of equipment and accessories
38.2 29.2 37.8 29.7
OIBDA, RUB billion 151.6 147.8 147.7 0.0
OIBDA margin, % 43.4 44.5 41.7 —2.8 p. p.
Net profit, RUB billion 10.33 26.6 66.3 148.9
Net profit margin, % 3.0 8.0 18.7 10.7 p. p.
CAPEX, RUB billion 67.3 54.7 47.0 —14.2
CAPEX/revenue, % 19.3 16.5 13.3 —3.2 p. p.
Net debt, RUB billion 320.4 309.6 244.6 —21.0
ЧNet debt/OIBDA, x 2.11x 2.09x 1.65x —0.44x
Open
  1. Based on the IFRS consolidated financial statements for 12M 2021 audited by JSC KPMG. Due to manual rounding, financial and operating results may differ from those presented here. All changes are shown for the same periods in the current and previous year on a quarterly basis, unless otherwise indicated, including IFRS 16 impact.
  2. Including other revenue amounted to RUB 2.7 billion.
  3. Excluding revaluation of investment in an associate (non-monetary item).

Revenue

In 2021, amid an economic recovery and easing COVID-19 restrictions, MegaFon’s revenues came in at RUB 354.2 billion, a record-high 6.6% growth since 2013, increasing across all main segments.

Service revenue was up 4.4% to RUB 316.4 billion in 2021.Growth in the mobile segment was mainly driven by mobile data due to a higher number of active subscribers, content services, including START, as well as M2M and big data analytics services. Another positive factor was the climbing demand for international roaming. In the fixed-line segment, the growth was mainly attributed to an increase in international traffic and ICT projects.

In 2021, revenue from sales of equipment and accessories increased 29.7% y-o-y to RUB 37.8 billion as a result of stronger customer activity in the retail market compared to the previous year. The highest sales growth was seen in high-end smartphones.

Russian revenue is a major component of MegaFon’s total revenue and accounts for 98% of total revenue.

OIBDA

OIBDA remained almost flat in 2021 at RUB 147.7 billion, while the margins decreased by 2.8 p.p. to 41.7%, on the back of overall revenue growth. OIBDA margins were primarily impacted by higher advertising costs rebounding after the pandemic, higher employee and rental costs as stores reopened and employees moved back to the office, and higher sales of equipment and accessories, which historically demonstrate lower margins.

Net profit

Net profit for 2021 grew 148.9% to RUB 66.3 billion. In addition to cost management efforts, such as cutting finance costs, considerable deleveraging and successfully hedging FX positions, net profit was boosted by the deal to contribute the assets of JSC First Tower Company (FTC) to an independent operator at the end of 2021.

CAPEX

In 2021, CAPEX decreased to RUB 47.0 billion, down 14.2% y-o-y. Thanks to heavy network investments in previous years, MegaFon continues to expand its infrastructure and maintains its market leadership in mobile data while scaling CAPEX down. In 2021, investments were mainly aimed at maintaining parameters and stability of the network and services and increasing the number of base stations, primarily to enhance the 4G/LTE network quality.

Capital expenditures in 2019—2021, RUB billion

financial performance

Liquidity and financial stability

In 2021, MegaFon had sufficient liquidity and continued to consistently reduce its leverage. At the end of the reporting period, the Company’s net debt totalled RUB 244.6 billion, down 21.0% y-o-y, with the net debt/OIBDA ratio down by 0.44x to 1.65x.

A major portion of MegaFon’s debt portfolio is denominated in roubles, and the Company takes a prudent approach to hedging its FX and interest rate risks using derivative financial instruments. As at end-2021, MegaFon’s total debt structure was organically diversified across instruments and maturities, with 28% of the debt portfolio having maturities of four years or more.

The Company has a significant number of available sources of debt financing. We monitor all developments in the financial markets and take steps to ensure timely response and mitigate any negative impacts.

Debt portfolio as at 31 December 2020 and 2021, %

By instrument

financial performance
financial performance
financial performance

By currency

financial performance
financial performance
financial performance

By maturity

financial performance
financial performance
financial performance

Финансовые результаты

В 2021 году МегаФон продемонстрировал рекордный за последние несколько лет рост выручки, в первую очередь за счет увеличения активной абонентской базы и развития цифровых услуг. Также мы показали более чем двукратное увеличение чистой прибыли, планомерно снизили долговую нагрузку и повысили финансовую устойчивость. Благодаря активным инвестициям в развитие инфраструктуры в прошлые периоды, в 2021 году мы продолжили снижать капитальные затраты, укрепляя лидерство в области мобильной передачи данных.

Консолидированные финансовые показатели в 2019–2021 годах1
Показатель 2019 2020 2021 2021/2020, %
Выручка, млрд руб. 349,0 332,2 354,2 6,6
  • Сервисная выручка
310,8 303,0 316,4 4,4
— Мобильная выручка 280,4 274,5 284,62 3,7
— Фиксированная выручка 30,4 28,5 31,8 11,5
  • Продажа оборудования и аксессуаров
38,2 29,2 37,8 29,7
OIBDA, млрд руб. 151,6 147,8 147,7 0,0
Рентабельность по OIBDA, % 43,4 44,5 41,7 —2,8 п. п.
Чистая прибыль, млрд руб. 10,33 26,6 66,3 148,9
Рентабельность по чистой прибыли, % 3,0 8,0 18,7 10,7 п. п.
Капитальные затраты (CAPEX), млрд руб. 67,3 54,7 47,0 —14,2
CAPEX / выручка, % 19,3 16,5 13,3 —3,2 п. п.
Чистый долг, млрд руб. 320,4 309,6 244,6 —21,0
Чистый долг / OIBDA, раз 2,11x 2,09x 1,65x —0,44x
Открыть
  1. На основании консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 12 мес. 2021 года, прошедшей аудиторскую проверку АО «КПМГ». В связи с округлениями, рассчитанными вручную, финансовые и операционные показатели могут отличаться от представленных результатов. Сравнение аналогичных показателей осуществляется за одни и те же периоды в текущем и предыдущем году на ежеквартальной основе, если не указано иное. Показатели приведены с учетом влияния МСФО (IFRS) 16.
  2. Показатель за 2021 год с учетом прочей выручки в размере 2,7 млрд руб.
  3. Показатель не включает переоценку инвестиции в ассоциированную компанию (неденежный фактор).

Выручка

В 2021 году в условиях восстановления экономики и постепенного снятия ограничений, связанных c пандемией COVID-19, выручка МегаФона достигла 354,2 млрд руб., показав рекордный с 2013 года рост на 6,6%. При этом увеличение наблюдалось во всех основных сегментах.

Сервисная выручка в 2021 году выросла на 4,4%, до 316,4 млрд руб. В мобильном сегменте основными драйверами роста стали: мобильная передача данных благодаря увеличению числа активных абонентов, контент-услуги, в том числе группы START, а также М2М-услуги и аналитические сервисы с использованием Big Data. Положительное влияние также оказал рост спроса на международный роуминг. В фиксированном сегменте рост наблюдался в основном за счет увеличения международного трафика и ИКТ-проектов.

Выручка от продажи оборудования и аксессуаров в 2021 году выросла на 29,7%, до 37,8 млрд руб., в результате роста активности покупателей в розничной сети по сравнению с прошлым годом. Наиболее заметный рост продаж отмечался в сегменте смартфонов высоких ценовых категорий.

Выручка, полученная в России, является основной для МегаФона и составляет 98% от общей выручки.

OIBDA

Показатель OIBDA в 2021 году практически не изменился и составил 147,7 млрд руб. при снижении рентабельности на 2,8 п. п., до 41,7%, на фоне общего роста выручки. Среди основных факторов, повлиявших на рентабельность по OIBDA: увеличение затрат на рекламу после сокращения в период пандемии, рост расходов на персонал и аренду в связи с восстановлением работы салонов связи и возвращением сотрудников в офисы, а также рост продаж традиционно менее маржинальных оборудования и аксессуаров.

Чистая прибыль

Чистая прибыль за 2021 год выросла на 148,9%, до 66,3 млрд руб. Помимо эффектов от управления затратами, такими как снижение затрат на финансирование на фоне существенного снижения долговой нагрузки и успешного хеджирования валютных обязательств, заметное влияние на показатель оказала сделка по передаче активов АО «Первая башенная компания» (ПБК) независимому оператору в конце 2021 года.

Капитальные затраты

В 2021 году CAPEX был снижен на 14,2% и составил 47,0 млрд руб. За счет активных инвестиций в сеть в предыдущие годы МегаФон продолжает развивать инфраструктуру и сохраняет лидерские позиции в области мобильной передачи данных при снижении капитальных затрат. Основные инвестиции в 2021 году были направлены на поддержание параметров и устойчивости сети и сервисов, увеличение числа базовых станций, в первую очередь для развития качества сети 4G/LTE.

Капитальные затраты в 2019–2021 годах, млрд руб.

финансовые результаты

Ликвидность и финансовая устойчивость

В 2021 году МегаФон располагал достаточным объемом ликвидности и продолжил планомерно снижать долговую нагрузку. На конец отчетного периода чистый долг Компании составил 244,6 млрд руб., снизившись на 21,0%, а соотношение чистого долга к OIBDA сократилось на 0,44x, до 1,65x.

Структура кредитного портфеля МегаФона преимущественно состоит из рублевых обязательств, при этом Компания взвешенно хеджирует валютные и процентные риски с помощью производных финансовых инструментов. По состоянию на конец 2021 года структура общего долга МегаФона была органично диверсифицирована по инструментам и по срокам погашения, 28% долгового портфеля имеет срок погашения от четырех лет и более.

Компания имеет существенный объем доступных источников заемного финансирования. Мы отслеживаем все рыночные изменения и предпринимаем необходимые меры для своевременного реагирования, а также смягчения любых неблагоприятных воздействий.

Структура общего долга на 31 декабря 2020 и 2021 годов, %

По инструментам

финансовые результаты
финансовые результаты
финансовые результаты

По валютам

финансовые результаты
финансовые результаты
финансовые результаты

По срокам погашения

финансовые результаты
финансовые результаты
финансовые результаты